Ранее развитие, это, конечно, дело спорное. Я, конечно, могу говорить только со своей колокольни, но и с неё кое-что видно. А видно, что если ребёнок "опаздает" в освоении каких-то знаний, навыков и умений - то наверстать ему будет гораздо труднее, чем если бы он шёл на шаг впереди.
У нас как-то не было такого возраста, когда дети были малы для занятий...
В школу русского языка с двух лет ходим - для малышей там просто развитие речи, песенки, стишки, а с 4,5-5 - полноценная школа, учатся читать и писать. Рано? Не думаю. Я вижу, как легко, практически в игре, дети берут второй язык, (а мне, чтоб шпрехать, зубрить приходиться), я знаю, что и три языка легко осваивают дети-дошкольники, (например, у сына в группе подружка - мама- японка, папа - не знаю, откуда, но англоязычный, а живут в Германии, так эта 4-хлетка так и шпарит на трёх языках...) и я понимаю, что возможности детей БЕЗГРАНИЧНЫ. Это мы, к сожалению, мало что можем дать им.
Кроме того, у нас обязателен спорт. Мы в бассейн с 4-х месяцев ходим - в среднем получается где-то раз в неделю, иногда реже - ну, например, я не могу по женским обстоятельствам, или деть с насморком... Сейчас для младшего - акробатика, для старшего - фехтование.
Насколько это необходимо детям? Чего больше - желания детей научиться чему-то новому, или желания родителей похвастаться - это, конечно, зависит и от ребёнка, и от родителей. Опять же, могу только о себе говорить. Старшего сына особо не третировали, учили азбуке между делом. Читать начал в 6. С тех пор - читает запоем. Теперь уже на двух языках. Сам учит японский...
Дочку азбуке просто не учили - некогда было. Она сама хотела знать, искала буквы на всём ("Мама, скажи, какие буквы на заборе написаны?"), в 5 лет вдруг обнаружилось, что она умеет читать. Дети поехали с выездным концертом в зимний лагерь, я дала им с собой книжку про Карлсона, и взяла обещание с девочки из старшей группы, что она им будет читать перед сном. По возвращении спрашиваю: "Ну, Луиза вам читала?" А Луиза и говорит: "А что им читать, Оксана сама читает..." Потом, в подготовительной группе у дочки спрашиваю (у них вся группа к 6-ти годам умела читать): "Кто у вас в группе лучше всех читает?" "Воспитательница." - отвечает дочь. "А после воспитательницы?" "А после - я."
Теперь у дочки три языка - русский, немецкий, английский, учится в универе.
Младшего из старших тоже не заставляли учить - и упустили время. Очень сложно было, хотя база к первому классу была - послоговое чтение и счёт в пределах десятка, и школа была обычная, придворная, но очень сложно ему было учиться.
Ну, а про младших я написала. Самый младший буквы учил одновременно со старшим - занимались мы, а он вроде бы играл, но подслушивал и подсматривал. С 3-х лет понемножечку читает по слогам. Пишет печатными буквами.
Я ими горжусь, безусловно, но цели такой - перед мамочками на площадке похвастаться - никогда у меня не было.
И я не сказала бы, что дети стонут от перегрузок. По моим наблюдениям - предложите ноющему от усталости ребёнку побежать наперегонки с соседским Вовкой - помчится, а про усталость мгновенно забудется.
Хотя, конечно, это дело индивидуальное, и многое зависит от ребёнка, но и от родителей кое-что зависит тоже.